Не всегда это связано с экономикой, чаще с недобросовестностью клиента и не умению планировать свой бюджет.
Но, не стоит обвинять в накоплении долгов только клиента! Зачастую большая просроченная задолженность в большей степени вина менеджера, ведущего клиента и допустившего подобную ситуацию.
В начале, хотелось бы перечислить ряд правил, которые позволят Вам в будущем избежать сложностей с долгами. Проверьте себя, свой отдел, своих подчиненных. Придерживаетесь ли Вы этих правил?
Если у Вас уже есть долги по дебиторской задолженности, то вот вам обобщенный алгоритм действий по возврату долгов.
Отсортируйте своих клиентов-должников. Мы не будем затрагивать категории клиентов, которые регулярно допускают просрочку, но оплачивают счета после 1-2 напоминаний, так как с ними работать Вы уже наверняка умеете, и знаете, когда и как их "тормошить". Возьмем более злостные варианты. Мы предлагаем делить таких клиентов на 3 категории:
а) Крупные VIP клиенты с высокими долгами и медленными платежами,
б) Простые (рядовые) клиенты, которые не платят Вам по непонятной причине, постоянно откладывая платежи, а то и "скрываясь",
в) Клиенты, которые действительно имеют финансовые трудности.
У Вас на столе должна лежать полная, правильно оформленная история взаимоотношений с вашим клиентом и четкая сумма долга.
Если Вы пользуетесь 1С или подобной программой, предоставляющей Вам полные данные по отгрузкам клиентам, это не освобождает Вас от проверки документов и обязательной сверки с клиентами.
Ведь если клиент не признает какую-то часть долга, то он ее и не признает, как бы Вы с ним не общались, помочь Вам сможет только подписанная и корректная документация.
И не редки случаи, когда по программе отгрузку провели, товар клиенту не попал, а долги на нем повисли.
И это не только не улучшит Вашу ситуацию с дебиторкой, но и ухудшит, а то и прервет ваши отношения с клиентом.
Обязательно закрепите за клиентом ответственного менеджера. Должен быть один человек, который отслеживает историю и готов в любой момент отчитаться по ситуации.
Посетите клиента, оцените состояние его бизнеса. Проведите с ним беседу, узнайте, как дела, сначала расположите к себе и нейтрально пообщайтесь с клиентом прежде чем заводить речь о долгах. Далее сообщите ему о его долгах, сделайте акцент на том, что все долги подтверждены документально и у вас все документы имеются, тем самым вы лишите его возможности сделать попытку оспорить долги и потянуть время.
Если есть подписанный акт-сверки, возьмите копию с собой в качестве подтверждения своих слов. Позвольте клиенту высказаться. Даже если он начнет «песню» на тему «мы же ваши давние клиенты…так много у вас берем…» или «как тяжко нынче жить…», позвольте ему пару-тройку минут поплакаться. Далее дайте понять, что манипуляция не сработала и платить все-равно придётся. Не пугайте судами, не угрожайте санкциями, с агрессией Вы не получите ничего, только потратите свои нервы. Дайте клиенту понять, что Вы приехали не с целью выбивать деньги, а с целью помочь клиенту выйти из ситуации с долгами. Проведите работу, в соответствии с категорией клиентов (из пункта 1 а, б и в).*
*Алгоритм работы по каждой категории клиентов мы даем на тренингах и отрабатываем с участниками обучения.
Если клиент предоставляет Вам какие-то обещания по платежам, то возьмите их с него в письменном виде (гарантийное письмо, график платежей, например).
Следите за обещаниями клиента!
Если он обещал платеж 20-го числа, то позвоните ему 20-го с вопросом о платеже. Если вы «забьете» и клиент это поймет, то можете забыть про скорое закрытие долгов.
Если клиент закроет долг, позвоните ему и поблагодарите.
Разработайте (или попросите нас) четкий регламент по работе с дебиторской задолженностью, где прописаны действия, ответственные лица и сроки в которые требуется принимать меры.
Если Вы не начали получать от клиента платежи, готовьте, вместе с юридическим отделом претензию. Этот документ должен быть передан под подпись (подпись в приеме от секретаря с номером входящего документа или отправка заказным письмом). У Вас должно быть подтверждение в получении документа должником. Спустя какое-то время (3-5 дней) после предполагаемой даты получения должником претензии, позвоните ему и узнайте его намерения. Если получите информацию, что клиент готов оплатить, возьмите с него информацию о сроках платежей и отслеживайте его обещание. Если клиент ничего не обещает или пообещав не исполнил свои обязательства, вот на данном этапе уже можно сообщить, что следующая стадия работы с его долгами – это передача документов в суд.
Не получив платежей после работы с претензией, передать в юридический отдел документы для подачи в суд в принятой в вашей компании форме.
ВНИМАНИЕ! Имейте в виду, что данные методы не всегда подходят в работе с ВИП-клиентами и клиентами тендерного отдела. Работа с категорией «A» проводиться по особому алгоритму, когда учитываются особенности компании.
Пример:
Компания «А» работает с крупными госзаказами и получает денежные трансферы 2 раза в год, отгрузив крупную партию продукции.
То есть, Вы поняли уже, наверное, что как бы Вы не трясли компанию «А» оплатить она Вам сможет только тогда, когда сама получит платеж. И об этом Вы должны были знать еще на стадии заключения договора. Но это уже другая история… История о том, знаете ли Вы своих клиентов? Ведете ли корректно базу? Отслеживаете ли долги и платежи?
Хороший менеджер и руководитель ответит «Да, конечно»!
Удачи Вам в работе с клиентами!