Борьба за дисциплину. Как работать с опоздунами и прочими корпоративными хулиганами.
(мы хотели вставить фото хулигана нарушающего порядок, но изображение сотрудника пишущего объяснительную оказалось в самый раз ))))
Даже в компаниях с самыми настроенными и работающими как часы бизнес-процессами, случается такая печаль как дисциплинарные нарушения.
«Они что дети, чтобы их воспитывать…»;
«Я плачу деньги, и они должны подчиняться правилам…»;
«Люди все адекватные, знают, что работать надо, а не дисциплину нарушать…»;
Говорили ли Вы что-то подобное про своих сотрудников? Наверняка да. К сожалению, одни слова и ваше удивление на тему «ну как же так?!» не заставляет ваших сотрудников придерживаться корпоративных правил и даже самой простейшей корпоративной этики.
Итак, давайте выведем несколько правил, придерживаясь которых дисциплина в коллективе будет соответствовать нормам приличия и стандартам работы современного бизнеса.
1. Все ваши дисциплинарные пожелания, а также, режим работы, дресс-код и прочие стандарты должны быть зафиксированы на бумаге и предоставлены сотруднику уже на стадии адаптации. ПОД ПОДПИСЬ! Нет, это не значит «развести бюрократию», это значит увеличить шансы на порядок и дисциплину на 70-80%.
2. Санкции! Какими они будут? Система наказаний должна быть прозрачной и понятной.
3. Собственно, само наказание рекомендуем вам привязать к ТК РФ и не рисковать самодеятельными штрафами. (Да и не работают эти ваши «опоздал – положи 100 руб. в общую банку»).
4. На каждое дисциплинарное нарушение пишется объяснительная записка (а она сама уже неплохое наказание) и, в идеале, составляется акт (особенно если нарушение серьезное). 3 акта и …вы сами знаете, что можете сделать с сотрудником.
5. Очень важно! Руководитель сам должен подавать пример, а не противоречить своим же стандартам. Пример из практики. В бутике директор запретил продавцам пользоваться телефонами в торговом зале. Так-то это верно. Но, что делал он сам?! Спокойно разговаривал по рабочим и личным вопросам в зале при клиентах.
6. Внедрение дисциплинарки в свою корпоративную культуру. Например, злостные нарушители не принимают участие в ваших корпоративных мероприятиях, не получают «гостинцы» от руководства.
7. Внедрить процесс «отработки». Нарушил – отрабатывай. Но список работ для отработки должен быть прозрачным и заранее известным. Опоздал – делай на 10 холодных звонков больше и тд. Только работы должны быть ощутимые и не самые легкие, дабы не превратить этот метод в неработающие «положи 100 рублей в банку».
8. Учитывайте рабочее время. В зависимости от размера вашей компании можно внедрить систему СКУД. Камеры на входе с обязательной фиксацией начала рабочего дня службой безопасности. Если компания небольшая, то необходимости в этом нет, и так все сотрудники как на ладони. Если сотруднику требуется покинуть работу в течение дня (кроме обеденного времени), он сообщает об этом офис-менеджеру, указывая, куда и на сколько он уезжает.
9. Для ценных сотрудников пересмотреть график. На практике был случай, когда сотрудник физически не мог приехать к 8 утра в офис (ребенка в сад+ехать по пробкам из удаленного района). Было принято решение устраивающее всех – рабочий день с 9-30 до 18-30. Таким образом, сотрудник сдвинул свой график и стал успевать к началу своего рабочего дня.
10. Публичное привлечение внимания непосредственного руководителя нарушителя на общих собраниях. Если нарушитель – например, кладовщик, то заведующий складом (его непосредственный руководитель) должен брать на себя полную ответственность и понимать, что все нарушения видит руководство и покрывать своих сотрудников не получится.
11. Не игнорировать нарушения! Не пытаться играть в гибкую суперсовременную компанию где все друзья-товарищи (между прочим, в самых современных и модных компаниях, которые любят приводить в пример, дисциплинарные процессы строго регламентированы). Чем больше вы прощаете нарушителей, тем больше они будут нарушать, привлекая к этому и своих коллег.